Армирование дорожной плиты

Бетон, применяемый для изготовления дорожных плит, обладает высокой прочностью на сжатие. Это объясняется, в основном, сопротивляемостью к таким нагрузкам гранитных зёрен щебня с низкой лещадностью.

Разновидности перекрытий

Армирование обеспечивает жесткость плите перекрытия

В строительстве дома можно использовать такие разновидности изделий:

  • По типу конструкции. Подразделяются на стандартные и монолитные. Первые представляют собой ЖБИ, изготовленные на заводе и доставляемые на объект грузовым транспортом. Для укладки таких плит требуется подъемное оборудование. Монолитная плита отливается непосредственно по несущим конструкциям здания.
  • По назначению плиты. Принято различать половые и потолочные конструкции. Половые перекрытия отличаются большей толщиной и прочностью. Сооружения второго типа рассчитываются с минимальными несущими способностями.
  • По форме и количеству пустот. Различают плиты с пустотами круглого и прямоугольного сечения. Количество сквозных отверстий может составлять до 8 с шагом 5-12 см между их краями.

Плюс использования стандартных плит заключается в высокой скорости их монтажа. Монолитные сооружения делать дольше, но их эксплуатационные характеристики выше.

Предварительная подготовка палубы перекрытия

Перед непосредственным началом армирования горизонта, производят предварительные работы:

  • очистку выпусков вертикала от наплывов бетона;
  • демонтажа бетона вертикала, который залит выше отметки, в случае если он мешает армированию горизонта;
  • монтаж опалубочных коробов под системы вентиляции и другие технологические отверстия в палубе;
  • очистка палубы от мусора, избавится от которого после укладки армирования, будет гораздо сложнее.

От наплывов бетона очищают вертикальные стержни арматуры. Очищают всю поверхность стержня, который будет залит бетоном палубы, больше очищать смысла не имеет т.к. на стержни наверняка снова попадет бетон когда его будут принимать на палубу. Грубую очистку начинают простым отстукиванием стержней ударным инструментом, когда большие наплывы бетона сойдут с арматуры очистку продолжают болгаркой с насадкой из щеток с жесткими щетинками.

Трудоемкую процедуру очистки арматуры можно избежать если перед приемом бетона заворачивать в целлофановую пленку те части арматурных стержней, которые находятся в зоне где есть риск налипания бетона.

Параллельно с очисткой палубы и приступают к монтажу опалубочных коробов, через которые будет проходить системы вентиляции, водопровода и прочие коммуникации. Монтаж их производят согласно чертежу отступая проектные расстояния от осей или краев перекрытия.

Стальное армирование дорожной плиты

В соответствии с действующими нормативами (ГОСТ, СНиП) любая дорожная плита должна изготавливаться с армированием элементами горячекатаной стали, сваренными в единую арматурную конструкцию.

Армирование монолитной дорожной плиты может выполняться по ненапрягаемой технологии или с предварительным напряжением осевых стержней. Изделия с преднапряжением прочнее ненапрягаемых, для дорожных плит это означает более высокую нагрузку.

Технология предварительного напряжения состоит в фиксации стержней арматуры в специальных зажимах стенда с последующим растяжением их домкратами или путём разогрева. В арматуру с растянутыми стержнями заливают бетон и выдерживают его до определённой стадии набора прочности. Затем фиксаторы освобождают и отправляют плиту на склад для «дозревания».

Армирование дорожных плит можно проводить только по схемам, установленным для каждого типоразмера ГОСТ В нём приведены типовые чертежи с обозначением видов элементов, составляющих армоконструкцию.

В таблице спецификаций по каждой плите приводятся номера элементов, обозначенных индексами:

  • арматурная сетка — С;
  • арматурный каркас — К;
  • петля монтажная — П;
  • скоба — Ск;
  • фиксатор — Ф;
  • отдельный стержень — словом.

Другая таблица определяет параметры элементов — диаметр, класс стали и общий вес металла.

Таким образом, чертежи армирования дорожных плит позволяют рассчитать стоимость металла и трудоёмкость работ по изготовлению стальной конструкции.

Монтаж плит перекрытия

В процессе установки такого перекрытия очень важно правильно рассчитать армирование плит перекрытия. В домашних условиях для плит перекрытия надо применять горячекатаную стальную арматуру, которая имеет класс А3. Относительно диаметра данная арматура составляет 8-14 мм, что также будет зависеть от расчетного показателя нагрузки.

Плиту армируют в два слоя. Первая сетка прокладывается в нижней части плиты, а вторая – в верхней. В середине бетона должны находиться сетки. Защитный слой, который создает опалубка, должен быть в пределах не менее 15-20 мм. При помощи вязальной проволоки происходит связывание арматуры в сетку. Размеры ячеек составляют 200 на 200 мм либо 150 на 150 мм.

В самой сетке стеклопластиковая арматура должна иметь цельный вид без наличия разрывов. Если не будет хватать длины арматуры, дополнительная арматура вяжется с нахлестом, который равен 40 диаметрам арматуры. Если происходит армирование перекрытия с помощью арматуры d – 10, тогда нужно выполнить нахлест в 400 мм. Все стыки арматуры следует располагать в шахматном порядке – в разбежку. Используя П-образное усилие, края нижней и верхней арматуры в сетках связывают между собой.

Нагрузка на железобетонную плиту идет с верхней части вниз и распределяется относительно всей площади покрытия. В результате, возникает вывод: основная рабочая арматура – нижняя, которая будет испытывать нагрузки на растяжение. Верхняя будет получать нагрузки на сжатие. Проводя инженерные расчеты, просчитывают арматурные усиления в дополнительном порядке, однако присутствуют определенные правила общего характера.

Когда производят армирование нижней сетки, дополнительная арматура прокладывается между опорами несущего типа в середине. Связывая верхнюю сетку, прокладывают соответствующие усиления над несущими опорами. В том числе надо использовать дополнительную арматуру в тех местах, где наблюдается скопление нагрузок и отверстий. Используя отдельные хлысты, прибегают к дополнительному армированию. Длина составляет от 400 до 2000 мм, все будет зависеть от ширины пролета. Нижняя сетка подвергается усилению между несущими стенами в проеме.

Также требуется усилить верхнюю сетку над стенами несущего плана. Конечно же, самостоятельное армирование плит перекрытия в тех местах, где они будут опираться на колонны, серьезно отличается от традиционного выполнения. Для данных участков необходимо в дополнительном порядке создать объемные усилия.

Бетононасос используют для заливки плиты перекрытия. В процессе надо обязательно уплотнять бетон. С этой целью чаще всего пользуются глубинным вибратором. Процедура твердения бетона сопровождается непосредственной усадкой, которая будет возрастать по мере высыхания бетона, а на поверхности образуются микротрещины. По данной причине в течение 2-3 дней, после того, как будет произведена заливка бетоном, лучше всего пролить конструкцию водой. Увлажнение лучше проводить не прямой струей, а прибегая к разбрызгиванию.

Общие правила

Армирование необходимо выполнить в два слоя. Чтобы соединить стержни в сетку, понадобится вязальная проволока в 1,5 мм.

Выполнить профессиональный математический расчет по силам далеко не каждому. Но существуют общие правила сооружения и армирования самодельного монолитного перекрытия. Согласно этим правилам толщина плиты должна равняться 1/30 длины перекрываемого пролета. Например: при длине пролета 600 см толщина готового монолитного перекрытия будет равна 20 см. Увеличение толщины приведет только к перерасходу дорогостоящего бетона. Если длина перекрываемых проемов не превышает 7 метров, то можно прибегнуть к стандартному варианту расчета. По такому расчету монолитную плиту следует армировать двумя слоями арматуры. Оба слоя выполняются из арматурных стержней А-500С. Они имеют диаметр 10 мм. Стержни укладываются с шагом примерно 150-200 мм. Соединение прутьев в сетку со стороной квадрата 150-200 мм выполняется вязальной мягкой проволокой диаметром около 1,2 – 3,0 мм. Можно плиту армировать с применением сварной стандартной сетки, имеющейся в продаже.

При определении размеров монолитного сооружения следует учесть величину захвата. Это та часть плиты, которая будет опираться на стену. Если стены кирпичные, то величина захвата должна быть 15 см или немного больше. Для стен из газобетона эта величина составляет 25 и более сантиметров. Арматурные стержни обрезаются так, чтобы их торцы были залиты слоем бетона не менее 25 мм толщиной.

После связывания арматурных сеток необходимо правильно разнести их по высоте. При толщине плиты монолитного перекрытия от 180 до 200 мм длина перекрываемого пролета может достигать 6 метров. В таких плитах расстояние между верхней и нижней сеткой арматуры составляет от 105 до 125 мм. Для соблюдения этого расстояния из обрезков арматуры толщиной 10 мм делаются своеобразные фиксаторы. Верхние и нижние горизонтальные части фиксаторов делаются длиной около 350 мм. Высота вертикальных элементов равна 105-125 мм. Эти фиксаторы можно сгибать с помощью самодельного приспособления. Готовые фиксаторы устанавливаются между верхней и нижней арматурной сеткой с шагом около метра. В зоне опоры плиты на стену это расстояние уменьшается до 400 мм.

Для разведения арматурных сеток по высоте используются фиксаторы, которые устанавливаются в шахматном порядке с шагом в 1м.

Простейший расчет показывает, что при правильном армировании на кв. м монолитного бетонного перекрытия толщиной 20 см требуется примерно 1 куб. м бетона марки М200 и выше (лучше М350), 36 кг арматуры марки А-500С, имеющей диаметр 10 мм.

Под нижней сеткой для армирования монолитной конструкции должен остаться слой бетона примерно в 25-30 мм или чуть больше. Таким же слоем покрывается верхняя арматурная сетка. Для соблюдения этого размера под пересечения нижних арматурных прутьев подставляются пластиковые фиксаторы с шагом около 1 метра. Эти фиксаторы продаются в магазинах строительных материалов. Их можно заменить деревянными брусочками, прибитыми или прикрученными саморезами к опалубке. Если их не закрепить таким образом, то они могут всплыть при заполнении опалубки бетонной массой. Это общие правила. Но точный расчет может сделать только профессионал.

Выбор материала для армирования

В строительстве применяется арматура трех типов:

  • А 240 – с гладкой поверхностью. Ей выполняется армирование в вертикальных плоскостях. На усиление монолитных плит не используется;
  • А 300 – диаметр равен десяти – двенадцати миллиметрам. На прутах имеются насечки в виде колец;
  • А 400 – стрежни с серпообразным профилем. Рабочий диаметр увеличен, отлично подходит для армирования толстых фундаментных плит.

До выполнения армирования следует определить оптимальное сечение металлических прутьев. Арматурная сетка составляется из пары слоев, элементы ее располагаются под прямыми углами по направлению друг к другу. Низ и верх соединены хомутами.

Читайте также:  Гильзы для прохода труб через стены СНИП

Уточнив толщину бетона, можно определить диаметр арматуры, проходящей в одном направлении. Он должен достигать 0,3 % от всей площади плиты.

Если одна сторона фундаментной основы меньше трех метров, достаточно использовать десятимиллиметровую арматуру. Более толстые плиты укрепляются прутьями сечением двенадцать миллиметров. Максимальный процент армирования для крупных плит достигает четырех сантиметров.

Выбор материала для армирования

Ребристые плиты перекрытия

Армированные РПП, обладая высокими прочностными характеристиками, способны выдерживать как статическую, так и динамическую нагрузки. В РПП могут присутствовать технологические полости (например, для обустройства вентиляции или освещения). Наличие специальных петель упрощает погрузку/разгрузку и установку плит.

Высота РПП составляет либо 300 мм (их используют при возведении торгово-развлекательных комплексов, бассейнов, актовых и спортивных залов), либо 400 мм (их применяют при сооружении промышленных объектов). О длине и ширине изделий читайте ниже.

Ребристые плиты перекрытия

Маркировка и размеры

Состоит она из буквенно-цифрового сочетания:

  • 1-ая группа обозначает наименование плиты и ее типоразмер. ПГ – плоская плита, ПВ/ПОВ – с отверстиями для обустройства вентиляции, ПС/ПФ/ПОС/ПОВ – для проведения освещения, ПОЛ/ПЛ – под сброс кровли. Для РПП, имеющих толщину 300 мм, длина изделий всех трех типоразмеров одинакова: она составляет 5650 мм. Отличаются плиты только шириной: для П1 – это 2985 мм, для П2 – 1485 мм, а для П3 – 935 мм (ГОСТ 21506-87, введенный в действие года). Для РПП, имеющих высоту 400 мм, существует девять типоразмеров: 1П1, 1П2, 1П3, 1П4, 1П5, 1П6, 1П7, 1П8 и 2П1. Первые шесть опираются на полки ригелей и являются напряженными, так как имеют арматурное усиление; седьмой и восьмой такие же, только не усиленные. Девятый типоразмер – это плиты с опорой на верхнюю часть ригеля каркаса сооружения (его габаритные размеры: длина – 2950 мм, ширина – 1485 мм).
Ребристые плиты перекрытия

На заметку! Длина плит типоразмеров 1П1, 1П3, 1П5 и 1П7 одинакова: 5550 мм.  Ширина же равна 2985 мм, 1485 мм, 935 мм и 740 мм соответственно. Длина изделий типоразмеров 1П2, 1П4, 1П6 и 1П7 идентична и составляет 5050 мм. Ширина же равна 2985 мм, 1485 мм, 935 мм и 740 мм соответственно (ГОСТ 27215-2013, введенный в действие года).

  • 2-ая группа обозначает максимальную нагрузку, которую плита может выдержать; класс напрягаемой арматуры и вид бетона, который использовался при изготовлении изделия.

На заметку! Если плиту изготовили из легкого бетона, то в маркировке присутствует буква Л.

Ребристые плиты перекрытия
  • 3-я группа обозначает наличие шахт для обустройства вентиляции или вентиляторов. Если в маркировке указана цифра 1, то диаметр отверстия составляет 400 мм, 2 – 700 мм, а 3 – 1000 мм.
  • Также может содержаться дополнительная информация (например, устойчивость к землетрясениям).

Так, например, маркировка П3-1АтVЛ означает, что это плита третьего типоразмера (то есть, она имеет длину 5650 мм, а ширину 935 мм); с напрягаемой арматурой класса АтV, а изготовлена она из легкого бетона.

Достоинства и недостатки

Ребристые плиты перекрытия

Плюсы:

  • Использование при производстве изделий материала высокого качества.
  • Длительный эксплуатационный срок (до 20 лет и больше).
  • Относительно невысокая стоимость.
  • Меньшая звукопроницаемость (по сравнению, например, с ППП).
  • Прочность и надежность (это обеспечивается наличием не только продольных, но и поперечных ребер жесткости). Особенно это важно для регионов с повышенной сейсмичностью.
  • Подобные плиты отличаются высокими показателями устойчивости не только к механическим воздействиям, но и климатическим. То есть, возможность использовать РПП и при -40 градусов по Цельсию, и при +50, а также в условиях агрессивных сред.
  • Простота монтажных работ, а также их безопасность.
  • Высокий класс огнестойкости.

Единственным минусом является необходимость прибегать к помощи грузоподъемного оборудования для монтажа ребристых плит перекрытия ввиду их большого веса (даже изделий небольших габаритов).

Ребристые плиты перекрытия

Похожие публикации: Размер дорожных плит и особенности их укладки Плюсы и минусы пазогребневых блоков Какую нагрузку могут выдерживать пустотные плиты перекрытия Как отремонтировать балконную плиту

ТТК. Капитальный ремонт зданий. Ремонт (усиление) железобетонных монолитных перекрытий,

1.1.

Типоваятехнологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) – комплексныйорганизационно-технологический документ, разработанный на основеметодов научной организации труда для выполнения технологическогопроцесса и определяющий состав производственных операций сприменением наиболее современных средств механизации и способоввыполнения работ по определённо заданной технологии.

ТТКпредназначена для использования при разработке Проектовпроизводства работ (ППР) и другой организационно-технологическойдокументации строительными подразделениями. ТТК является составнойчастью Проектов производства работ (далее по тексту – ППР) ииспользуется в составе ППР согласно МДС

1.2.

В настоящей ТТКприведены указания по организации и технологии производства работпо ремонту (усилению) железобетонных монолитных перекрытий привыборочном и частично комплексном капитальном ремонте жилых иобщественных зданий.

Определён составпроизводственных операций, требования к контролю качества и приемкеработ, плановая трудоёмкость работ, трудовые, производственные иматериальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности иохране труда.

1.3.

Нормативной базойдля разработки технологической карты являются:

-рабочие чертежи;

-строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

-заводские инструкции и технические условия (ТУ);

-нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001, ЕНиР,ВНиР, ТНиР);

Читайте также:  Изоспан для пола в деревянном доме: надежная пароизоляция

-производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

-местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормырасхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТК -описание решений по организации и технологии производствастроительно-монтажных работ по ремонту (усилению) железобетонныхмонолитных перекрытий при выборочном и частично комплексномкапитальном ремонте жилых и общественных зданий с целью обеспечениявысокого качества, а также:

-снижение себестоимости;

-сокращение продолжительности строительства;

ТТК. Капитальный ремонт зданий. Ремонт (усиление) железобетонных монолитных перекрытий,

-обеспечение безопасности выполняемых работ;

-организация ритмичной работы;

-рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

-унификация технологических решений.

1.5. На базе ТТК всоставе ППР (как обязательные составляющие Проекта производстваработ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) навыполнение отдельных видов строительно-монтажных работ по ремонту(усилению) железобетонных монолитных перекрытий при выборочном ичастично комплексном капитальном ремонте жилых и общественныхзданий.

РТК регламентируютсредства технологического обеспечения и правила выполнениятехнологических процессов при производстве работ. Конструктивныеособенности их выполнения решаются в каждом конкретном случаеРабочим проектом. Состав и степень детализации материалов,разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подряднойстроительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемыхработ.

РТК рассматриваются иутверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подряднойстроительной организации.

1.6. ТТК можно привязатьк конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесссостоит в уточнении объёмов работ, средств механизации, потребностив трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК кместным условиям:

-рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

-проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени,марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов,состава звена рабочих) принятому варианту;

-корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантомпроизводства работ и конкретным проектным решением;

-пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей,потребности в машинах, механизмах, инструментах иматериально-технических ресурсах применительно к избранномуварианту;

-оформление графической части с конкретной привязкой механизмов,оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическимигабаритами.

1.7. Типоваятехнологическая карта разработана для инженерно-техническихработников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих,выполняющих работы в III температурной зоне, с целью ознакомления(обучения) их с правилами производства строительно-монтажных работпо ремонту (усилению) железобетонных монолитных перекрытий привыборочном и частично комплексном капитальном ремонте жилых иобщественных зданий, с применением наиболее современных средствмеханизации, прогрессивных конструкций и способов выполненияработ.

Технологическаякарта разработана на следующие объёмы работ:

-монолитное железобетонное перекрытие – 100,0м

Порядок работ по армированию

Все виды работ делятся на несколько последовательных этапов:

  1. Монтаж опалубки.
  2. Крепление арматуры и сетки.
  3. Заливка бетоном.

Первым делом нужно поставить опалубку. Для устройства опалубки есть свои требования: она не должна деформироваться при заливке бетоном, выдерживать общий вес плиты до полного застывания раствора. Нагрузка при этом огромна, слой бетона в 200 мм весит около 0,5 тонны, и это нагрузка только на 1 м2. Поэтому опалубка должна быть прочной и крепкой. Щитки опалубки можно делать из фанеры в 18-20 мм, а брус размером 100 на 100 мм использовать в качестве стоек, балок и ригелей. Отлично подойдет и профессиональная опалубка для заливки плит. Она уже рассчитана на большие нагрузки, в комплекте есть и телескопические стоечки, которые могут регулировать уровень обрешетки и выдерживать большой вес. Такое оборудование стоит дорого, и если стройка разовая, можно арендовать опалубки и стойки на фирмах или у других строительных организациях.

Схема опалубки есть в любой строительной литературе, но если выбор пал на профессиональную, там будет инструкция вместе с упаковкой. Какую опалубку вы выберете, по сути, не важно, главное проверить все поверхности на горизонтальность и выставить уровень с помощью нивелира, уровня или других приборов. Армирование плит. Перед началом армирования нужно положить на дно фиксирующие элементы − опоры из пластика для защитного слоя, их высота от 25 до 30 мм. Далее параллельно укладываются стержни с равным шагом. Потом устанавливается другой ряд под прямым углом в 90 градусов. При помощи проволоки вязальной связываются разделители сеток вместе с равным шагом. Дополнительно нужно армировать края перекрытий – усилить конструкцию. Поперечные и продольные стержни армирования укладываются последовательно на разделители и П-образные элементы усилений. Верхняя плоскость стержней арматуры должна проходить ниже уровня опалубки в среднем на 30 мм. Арматура в собранном виде должна выдержать вес человека, если каркас жесткий, то и деформаций не будет.

Работы по укладке арматуры

При укладке армирующей конструкции в опалубку следует рассчитывать все так, чтобы все стержни после заливки были покрыты защитным бетонным слоем в 2-3 см. Для соблюдения необходимого расстояния используют специальные пластиковые фиксирующие элементы, металлические «лягушки или «стульчики».

В случае, когда длина прута короче, чем вся ширина фундамента, делают нахлест не меньше 40 диаметров рабочих стержней. Например, для прута 1,2 см, рекомендованный нахлест 48 см.

Армирование монолитного фундамента в предварительно подготовленном приямке сократит продолжительность работ и поможет без сложностей произвести укладку непосредственно на месте.

Работы по укладке арматуры

Ручная вязка арматуры Источник

Минусом такого монтажа является риски повреждения уложенной уплотненной подушки и гидроизоляционного материала. Укладку каркаса лучше проводить в таком порядке:

  1. Собранный нижний пояс укладывают на подпорки.
  2. Устанавливают поперечные прутки.
  3. Собирают верхнюю часть конструкции, методом связывания проволокой соединяют стойки и верхний пояс.