Как высверлить точечную сварку на автомобиле

Во-первых, нужно знать, что есть разные виды заточки. Она может зависеть от того, для чего применяется сверло, а также того, какой вид металла им обрабатывают, а также от диаметра инструмента. Однако до того, как наточить сверло, нужно определить, нужна ли вообще заточка.

Общая информация

Сверла для контактной сварки отличаются от привычных строительных свёрл. Они имеют особую форму, благодаря которой их можно использовать для высверливания сварных точек, полученных при контактной сварке. Данный тип сверла можно использовать с большинством типов тонколистового металла: от меди до цинка. Изделия из полимеров так же можно просверлить.

Как мы указали выше, сверло для точечной сварки имеет особую, отличную от привычного сверла форму. На сверле для точечной сварки есть плоский торец и небольшой выступ в виде конуса. Выступ заточен под углом в 90 градусов и позволяет быстро отцентровать сверло относительно сварной точки.

Профессионалы утверждают, что для высверливания сварных точек необязательно использовать специальные сверла для точечной сварки. Мастера своего дела могут сами заточить сверло для высверливания точечной сварки, используя в качестве «основы» обычное строительное сверло. Это действительно возможно. Но заточка сверла — это тема для отдельной статьи. Поскольку процесс весьма трудоемкий и требует опыта. Если вы заинтересовались этой темой, посмотрите ролик ниже.

Сверла для точечной сварки

Точечная сварка очень широко распространена и повсеместно используется практически во всех сферах промышленности и не только. Однако нередко возникает задача, суть которой заключается не в точечной сварке, а, наоборот, в ее удалении. Чаще всего с данной процедурой сталкиваются автовладельцы, в процессе замены или ремонта кузовных деталей и т.д.

Специально для решения данной задачи были созданы специализированные сверла для точечной сварки повышенной прочности. С их помощью снять деталь, сваренную точечным методом, достаточно легко. Продаются они по высокой цене, но она с лихвой окупается их возможностями и функционалом. Стоит отметить, что сверла, при наличии специализированного оборудования, неоднократно можно подвергать заточке.

Достоинства сверла для высверливания точечной сварки

Относительно альтернативных способов удаления соединений, созданных с помощью с точечной сварки, использование специализированного сверла имеет ряд преимуществ.

  1. Отсутствие необходимости в проведении разнообразных подготовительных процедур. Процесс высверливания начинается сразу же без предварительного накернивания и т.д.
  2. Возможность удаления нескольких соединений подряд без пауз.
  3. При наличии оборудования, с помощью которого можно заточить сверло, срок его эксплуатации очень высок.
  4. В процессе высверливания второй лист металла не повреждается, это позволяет использовать снятую деталь в дальнейшем по ее основному назначению.

Большое количество различных изделий, устройств, детали автомобилей и т.д. соединяются между собой не разъемными способами (болты, гайки, шурупы и т.д.), а именно с помощью точечной сварки. Соответственно снять ее не повредив, используя разнообразные методы, достаточно проблематично. С помощью же сверла для сварки выполнить эту процедуру проще простого.

Стоит отметить, что, несмотря на достаточно узкую специализации сверла, для его использования подойдет абсолютно любая дрель. Однако лучше всего применять такое оборудование, которое позволяет производить регулировку рабочей мощности.

Конечно же, изделие не сможет выполнить всю работы за мастера, поэтому если деталь в последующем будет применяться еще раз, то работа требует повышенной аккуратности.

Как работать со сверлами для точечной сварки?

Сверла для точечной сварки

В качестве основного компонента для создания сверла для точечной сварки используются твердые материалы, например как титан, или же их сплавы. Сверло может иметь как один, так и два рабочих наконечника. Номенклатура изделия достаточно обширна, среди широкого ассортимента найти сверло требуемого диаметра не составит проблем. Существует одна особенность, которую нужно соблюдать в обязательном порядке. Она заключается в том, что диаметр используемого сверла, должен примерно на полтора миллиметра превышать размер высверливаемого соединения.

Читайте также:  Назначение реноватора и скрытые возможности инструмента

Изделие устанавливается в дрель, можно конечно использовать механическую версию, но работа будет выполнена в разы быстрее при  применении электрического оборудования. Самым идеальным вариантом является такое устройство, которое позволяет выполнять настройку рабочей мощности оборудования.

Перед началом выполнения процедуры нудно точно определится с моделью сверла. Оно должно быть прочным и хорошо заточенным. После выбора определенной модели, по указанному выше принципу, требуется подобрать нужный диаметр изделия. Сам процесс никаких трудностей не вызывает даже у неопытного мастера.

Обязательная необходимость в накернивании отсутствует, но профессионалы своего дела все-таки рекомендуют выполнять его сверлом малого диаметра, так как это упрощает поставленную задачу. Рабочий крутящий момент оборудования должен быть равен примерно восьмистам оборотам в минуту.

Важно: ни в коем случае нельзя выполнять процедуры под углом, сверло должно контактировать с местом соединения строго перпендикулярно, если возможность соблюсти данное условия отсутствует, то для высверливания точечной сварки нужно выбрать какой-либо другой способ.

После выбора модели сверла и настройки оборудования можно начинать приступать к работе. Все манипуляции выполняются исключительно с верхней частью металлической детали, проще говоря, убираются только сварочные крепления.

Заточка сверла для точечной сварки

Каждое сверло, вне зависимости от его основного назначения, нуждается в периодической заточке. Изделия для удаления соединений точечной сварки не являются исключением. Как бы странно это не звучало, начинать выполнять заточку сверла нужно с его предварительного затупления. Для этого можно использовать обычную жесткую наждачную бумагу.

Далее обрабатываются боковые грани, но, ни в коем случае не режущие кромки. Альтернативой бумаге может стать наждачный камень. После заточки граней нужно проверить ее качество и ровность краев. В конце осуществляется заточка середины изделия. В данном процессе требуется соблюдать правильную центровку.

Как высверлить точечную сварку на автомобиле

Радиатор не вечен и может потечь, как правило, в неподходящее время. Однако это не значит, что нужно срочно обращаться в автомастерскую. Если утечка антифриза незначительна, достаточно заделать её холодной сваркой для радиатора. Тогда ремонт системы охлаждения двигателя автомобиля обойдётся дешевле и быстрее. А когда появится свободное время — заняться им основательно.

Причины повреждения и варианты ремонта

При эксплуатации материал радиатора подвергается температурной деформации, поэтому на нём могут образоваться усталостные трещины. Помимо этого нарушение герметичности происходит по следующим причинам:

  1. Механическое повреждение, полученное при ДТП или от камня, вылетевшего из-под колёс впереди идущего автомобиля. Иногда неопытный любитель случайно наносит повреждение при обслуживании радиатора своими руками.
  2. Нарушение правил эксплуатации — это не только не соблюдение графика очистки и промывки системы охлаждения. Применение некачественного антифриза, который замерзает при небольшом морозе, что способствует появлению трещин. Если его состав содержит агрессивные вещества, они со временем разъедят металл.
  3. Естественный износ происходит из-за коррозии металла, тогда отремонтировать радиатор не получится, придётся менять.
  4. Утечка в трубках, по которым охлаждающая жидкость поступает в радиатор.
  5. Трещины на радиаторных трубках.
  6. Не герметичность уплотнителей устраняется без сварки, простой заменой.
  7. Засорение трубок.

Иногда результатом плохого охлаждения является толстый слой грязи на радиаторе, препятствующий эффективному отводу тепла. Положение исправляется простым промыванием с помощью шланга. Повреждения можно отремонтировать сваркой, с помощью пайки, а мелкие трещины заделать специальными составами.

Определение места утечки радиатора для осуществления ремонта

Первым признаком утечки является снижение уровня антифриза в бачке и быстрый нагрев двигателя, о котором сообщит температурный датчик. Для проверки нужно открыть капот, и внимательно осмотреть радиатор. Если на нём или под ним есть следы тосола, пора приступать к ремонту.

Чтобы найти место повреждения сначала следует слить охлаждающую жидкость, затем радиатор снимается и промывается. После этого используется один из двух способов:

  1. Отверстия на радиаторе заглушаются (например, деревянными пробками), кроме одного. Через него заливается вода, и насосом или компрессором (подойдёт устройство для подкачки шин) создаётся давление. Через повреждение польётся струя воды.
  2. После заглушки всех отверстий радиатор погружается в ванну с водой. Через место повреждения начнут выходить воздушные пузырьки. Если их нет, компрессором создаётся избыточное давление.

Аргонодуговая технология

Аргоновую сварку используют для ремонта бачков с достаточно толстыми стенками. Попытка заваривания повреждений на сотах, у которых толщина металла 0,3 мм, может привести к его увеличению. Однако специалисту высокого класса иногда удаётся успешно справиться с этой задачей.

Читайте также:  Как бороться с засором: прочистка канализационной трубы

Аргонодуговая сварка автомобильного радиатора

Для сварки радиаторов из алюминия используются присадочные прутки из этого же материала и неплавящиеся электроды для создания дуги.

Чтобы окислы, образующиеся от взаимодействия алюминия с кислородом атмосферы, и разбрызгивание не препятствовали процессу, его производят в среде аргона.

Чтобы заварить автомобильный радиатор из меди для присадки используется соответствующий пруток.

Из всех способов ремонта сварка в среде аргона является самой надёжной. Прочность создаваемых швов не уступает заводской. Однако для этого вам придётся обратиться в автосервис, так как в домашних условиях использование данной технологии без специального оборудования и опыта работы невозможно.

Ремонт пайкой

Этот способ считается наиболее надёжным при самостоятельном ремонте. В зависимости от того из какого материала сделан радиатор используются разные технологии.

Пайка радиатора автомобиля

Медь и её сплавы

Для устранения повреждений потребуется обычный паяльник мощностью не менее 100 Вт или в виде топорика на 300 Вт. Подойдёт и вариант, нагреваемый открытым огнём, а при наличии компактной газовой горелки можно обойтись без них. Также необходимо запастись припоем, флюсом или паяльной кислотой.

Грязь с повреждения удаляется жёсткой щёткой и зачищается наждачной бумагой до блеска. Производят обезжиривание ацетоном. После нагрева паяльником и нанесения флюса на него кладутся кусочки припоя. Их нагревают до тех пор, пока не растекутся по поверхности.

Небольшое отверстие в радиаторе замазывается припоем, а значительное закрывается латкой. Её вырезают из того же материала, что и радиатор. После обработки наждачной бумагой одну сторону покрывают припоем. После наложения латки на подготовленное место повреждения её нагревают, чтобы слои припоя спаялись.

Ремонт радиаторов из алюминия

Порядок заточки сверла

Неважно, какого типа сверло, его нужно точить в строго определенном порядке. Сначала обработке подлежит его задняя поверхность. Нужно обеспечить плотное прижатие инструмента к заточному кругу и тщательно следить, чтобы угол заточки не менялся. Затем переходим к режущей части. В последнюю очередь производится доводка поверхности сзади.

Вроде бы, как правильно точить сверла, разобрались. Но естественно, у тех, кто делает это впервые, вряд ли сразу все получиться должным образом, поэтому стоит сначала поэкспериментировать на старых, ненужных сверлах, которые и так собирались выбрасывать.

Определение угла и формы

Основная задача при заточке сверла – восстановление заводской формы. Сверла бывают плоские, спиралевидные, центровые, с одной или несколькими гранями. Одни предназначены для дерева, другие – для пластика, металла, меди и т. д. Соответственно назначению режущей части придается правильная форма.

Наиболее ходовым считается спиральное сверло по металлу. Его используют для сверления древесины, металла средней и низкой твердости, пластика. При затачивании такого инструмента выдерживают угол при вершине 118 градусов (при необходимости его можно изменять на 30% в большую или меньшую сторону). Угол передней части составляет 20 градусов, угол задней части – 10 градусов.

Коническая и одноплоскостная заточка

Это два самых распространенных способа образования заднего угла при вершине.

  • Конический задний угол образуют у сверл крупного диаметра – от 3 мм и выше. Для этого изделие удерживают двумя руками, прижимают к точильному камню на наждаке и плавно покачивают с одинаковым нажимом. Подобным образом затачивают два зуба.
  • Одноплоскостной задний угол подходит для мелких сверл 1–3 мм диаметром. Зубья стачивают в одной плоскости параллельно наждаку. При этом наклон может составлять 28–30 градусов.

Сверло

Инструмент для таких целей состоит из трёх участков:

  1. Керна (его высоту выбирают так, чтобы она была не менее толщины металла детали, обычно достаточно 2…3 мм).
  2. Основной режущей части. Она может быть обычной или с напылением нитридом титана, в этом случае долговечность сверла заметно увеличивается, а размеры режущей части не будут зависеть от температуры нагрева.
  3. Посадочной части под патрон электродрели.

Технология высверливания в этом случае несколько упрощается: вначале керн внедряется в металл изделия, а затем боковыми гранями сверла выполняется требуемая операция. В данном случае основная проблема – необходимость выдерживать инструмент строго перпендикулярно поверхности кузовной детали.

При выборе в пользу сверла для точечной сварки необходимо предварительно оценить точность расположения керна, для чего подойдёт штангенциркуль с ценой деления нониуса не 0,1 мм, а 0,01 мм. Несоосность приводит к тому, что часть сверла работает по незакалённому металлу, а потому нагрузка на инструмент распределяется неравномерно. Также придётся затрачивать больше времени на периодическую заточку сверла и собственно керна, тщательно выдерживая его угол при вершине и высоту.

Читайте также:  Какой двигатель лучше установить на минитрактор

Используя сверло для высверливания точечной сварки, также потребуется изменять число оборотов дрели: вначале оно должно быть небольшим, до 700…800 мин-1. Тем не менее, суммарная трудоёмкость операции всё равно меньше, чем в предыдущем варианте, а для высверливания достаточно использовать только один электроинструмент – дрель.

Прямая заточка с центральным выступом

Обычно она характерна для сверл по дереву, но применяется также и в сверлах, предназначенных для сверления тонкого листового металла (они обычно называются сверлами для высверливания точек контактной сварки). По сравнению со сверлами с остальными показанными выше типами заточки, это сверло снижает количество заусенцев при сквозном сверлении и дает возможность сверлить цилиндрические отверстия с относительно ровным дном. Сверло по металлу (из быстрорежущей стали) с такой заточкой выпускаются в ограниченном диапазоне размеров.

Кроме всего прочего, при заточке режущих кромок важно выдержать надлежащий задний угол. Естественно, что это делается при фабричной первоначальной заточке сверла и вспоминать о заднем угле сверла потребителю приходится только при его переточке.

Можно увидеть, что если передняя (режущая) кромка прямая, то задняя кромка имеет более сложную форму. Из-за этого задний угол изменяется вдоль задней кромки и при неправильной заточке может случиться так, что задняя кромка будет зацепляться за стенки отверстия. Результатом является рост температуры сверла, падение производительности и срока службы сверла. Для того, чтобы точно выдержать и передний и задний углы заточки, применяется несколько схем заточки, для реализации каждой из которых требуются специальные приспособления. Приведем, одно из самых простых таких приспособлений, положенных в основу описанного ниже приспособления для повторной заточки спиральных сверл.

Само устройство показано на рисунке ниже. Это приспособление позволяет изменять угол наклона сверла относительно плоскости абразивного круга поворотом станка вокруг оси А. На этом рисунке показана схема заточки сверла с углом при вершине в 116 — 118°. Изменяя угол В (на рисунке он равен 45°), можно задавать различные углы заточки. Станок с закрепленным в нем сверлом плавно поворачивается вокруг оси А с одновременной постепенной подачей сверла винтом подачи), пока не будет заточена вся поверхность, начиная с одной из режущих кромок (нижней, показан ной на рисунке). Постепенная подача необходима, чтобы не перегреть сверло. Затем сверло переворачивают и затачивают вторую режущую кромку.

Также следует особо отметить, что заточка должна быть симметричной. Ось вращения сверла всегда проходит через выступающую вперед точку пересечения режущих кромок и при несимметричной заточке увеличивается диаметр отверстия, растут вибрации и возможна поломка сверла. По этой причине при заточке сверла диаметром от 6 — 10 мм и ниже желательно контролировать симметричность заточки с помощью лупы.

Размерными параметрами спирального сверла являются диаметр и длина. Диаметры спиральных сверл общего назначения с цилиндрическим хвостовиком стандартизированы и укладываются в ряд 0,3 мм — 20,0 мм с шагом 0,05 — 0,1 мм.

Сверла каждого типоразмера имеют определенную длину рабочей (калибровочной) части. Одним из требований к сверлам является возможность их переточки. В силу этого, к минимальной рабочей длине сверла, определяемой возможностью эффективного отвода стружки, прибавляется запас на переточку сверла. В общем случае, сверла могут перетачиваться на длине 3/4 от первоначальной длины рабочей части. Есть и более простое правило: если длина канавки для отвода стружки менее 10 мм, сверло переточке не подлежит.

В заключение можно упомянуть про сверла с левым вращением. Они требуют применения реверсивных дрелей и нужны только в достаточно редких ситуациях, например для засверливания обломанного крепежа перед его удалением.

Металлорежущий инструмент широко представлен в каталоге интернет-магазина AIST.

Достоинства сверла для высверливания точечной сварки

У рассматриваемого инструмента, который предназначен для работы со швом, есть довольно большое количество преимуществ. К ним можно отнести:

  1. Упрощается процедура обработки.
  2. Можно вести длительное сверление.
  3. Инструмент идеально подходит для образования плоских поверхностей.

Высверливание точечной сварки

Как ранее было отмечено, следует приобретать исключительно продукцию известных производителей. Это связано с тем, что легированные сплавы характеризуются меньшей степенью устойчивости к воздействию высокой температуры.